База знаний
December 10

IMO : новые рекомендации для закрытых помещений 2025



1. ЧТО ПРОИСХОДИТ?

В ИМО собрались в 110-й раз и приняли новую резолюцию MSC.581(110), где обозначены новые обязательные лимиты для CO2, рекомендации к детекторам, расширенный подход к аварийным процедурам, усилили требования к тесту атмосферы, новый реестр закрытых помещений.

Изменения уже вступили в силу 3 декабря 2025.

Читаем быстро и понятно на русском, топам рекомендую почитать это же, но в оригинале на английском языке (ссылки ниже), чтобы лучше ориентироваться в новых терминах.


2. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕРКЕ АТМОСФЕРЫ

Ключевое изменение касается проверки CO2 как перед входом, так и в процессе работы в закрытом помещении.

Новые лимиты атмосферы


O2 >= 20.9% (раньше было допустимо 19.5%)

CO2 < 0.5% VOL (5000 ppm) (раньше не было требований)

HC < 1% LEL (как и было)

CO or any other toxic < 50% OEL* (CO = 25 ppm for US, как и было)


* OEL - Occupational Exposure Limit всегда свой для разных стран и администраций, возьмем тех, кто впереди планеты всей - United States OSHA PEL для CO = 50 ppm. Таким образом 50% OEL = 25 ppm.

Актуальные таблицы United States OSHA PEL / OEL по всем газам можно посмотреть здесь

Важно, что все эти газы должны быть измерены с помощью калиброванного персонального прибора перед входом и периодически в процессе работы. То есть теперь, наверное, никаких трубок, и детекторы будут присылать с новыми сенсорами CO2.

Если в закрытом помещении есть подозрения на присутствие других токсичных газов (например H2S), то необходимо измерить и их концентрацию (так же прибором).

Стоит отметить, что теперь инспекторы будут чаще интересоваться нашей осведомленностью по газам CO (угарный) и CO2 (углекислый), что за газы, откуда берутся, как влияют на людей, что делать при воздействии?

Независимо от назначения и расположения теперь любое закрытое помещение считается опасным по умолчанию (hazardous by default), пока атмосфера не будет проверена с положительными результатами.

Stop Work Authority — ключевая процедура при проверке, и особенно, при повторной проверке атмосферы.

Изменения не затронули требование SOLAS по количеству детекторов на борту, их требуется по-прежнему минимум 2 штуки.


3. РЕЕСТР ЗАКРЫТЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Введены новые требования к реестру закрытых помещений на борту. В реестре помещений должны быть перечислены все закрытые помещения на судне, с подробной детализированной информацией по списку ниже для каждого помещения:

  • Название, местоположение, назначение.
  • Потенциальные специфичные опасности (например, наличие токсичных газов, эффекты от использования ballast water treatment system) и наличие физических опасностей (узкие проходы, высота потолков, температура и т.д.)
  • Системы вентиляции, производительность, объем помещения.
  • Время, требуемое для достижения безопасной атмосферы с применением установленного вентиляционного оборудования.
  • Системы мониторинга атмосферы (если есть), их ограничения и другие особенности.
  • Процедуры замера атмосферы, должны быть перечислены все точки для замеров.
  • Adjacent Spaces - соседние помещения
  • Connected Spaces - соединенные помещения (через люки, двери и т.д.)
  • Устройства закрытия / открытия, количество и расположение входов (типы люков, дверей, манхолов), требования к маркировке помещения (safe / unsafe)
  • Оборудование, требуемое для спасательной операции в аварийном случае (дыхательные аппараты, освещение, средства связи, подъемные устройства...)

Connected spaces - находится внутри закрытого помещения, но отделено переборкой или дверью, это пространство имеет прямое атмосферное сообщение с основным закрытым помещением. Например цепной ящик, в void space. Любое Connected Space считается по умолчанию опасным, пока атмосфера не будет проверена.

Adjacent spaces - соседнее помещение, которое отделено переборкой, не имеет прямого атмосферного сообщения с ним. Например балластный и грузовой танки. В процедурах должны быть установлены действия в случае нарушения целостности глухой переборки.

Trapped hazardous atmosphere - изолированные карманы внутри закрытого помещения (или connected space), где может накапливаться опасная атмосфера (например, в углублениях, нишах и т.д.)

Реестр должна подготовить компания (уже ждем писем с офиса с перечисленными помещениями, их объемом, всеми соседними и соединенными и так далее по списку выше...)

Реестр не должен пониматься как что-то статичное, он должен регулярно обновляться и пересматриваться. Например, если в реестре указано, что в помещении нет токсичных газов, а потом там обнаружили H2S, то реестр должен быть обновлен с учетом этой информации.

Еще пример: в балластный танк налили gray water и теперь там есть опасные газы, соответственно реестр должен быть обновлен с учетом этого.


4. ПЕРМИТЫ

Обновили обязательные требования к пермитам, смотрим по списку ниже:

  • Максимальное время действия пермита 8 часов.
  • Четкая идентификация ответственного лица, выдающего пермит.
  • Специфика замера атмосферы (какие газы, какие приборы, точки замера, время замера).
  • Список необходимого оборудования для работы в помещении.
  • Аварийные процедуры и контакты.
  • Четкий и явный запрет на вход одного человека без сопровождения.
  • Все двери, люки и другие входы в закрытые помещения, где атмосфера не проверена должны быть закрыты или заблокированы, с четкой маркировкой (safe / unsafe).


Competent Person - тот, кто может оценить риски и определить меры контроля для безопасного входа в закрытое помещение. Это лицо должено быть адекватно обучено и осведомлено о рисках, связанных с закрытыми помещениями.


Responsible Person - лицо командного состава с уровнем управления (Master, Chief Engineer, Chief Officer), ответственное за выдачу пермита на вход в закрытое помещение. Несет полную ответственность за безопасность входа и работы в помещении.

Attendant - лицо, которое остается снаружи закрытого помещения (на входе) на протяжении всего времени работы внутри. Обучен инициировать спасательную операцию. Всегда на связи с работниками внутри помещения.

В случае Dry Dock на судне будут работать не только члены экипажа, тогда на трапе (или у входа на судно) должен быть расположен схематичный план всех закрытых помещений с их статусом. Этот план должен быть датирован и подписан уполномоченным лицом.

Пример постера на трапе с планом судна и статусом по каждому закрытому помещению.

5. СПАСАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

На судне должны быть разработаны и внедрены подробные процедуры спасения из закрытых помещений при разных сценариях.

Новые рекомендации включают:

  • Роли и обязанности членов команды при спасении
  • Требуемое оборудование для спасательной операции
  • Процедуры связи и координации
  • Маршруты эвакуации и места сбора
  • Медицинская помощь пострадавшим

На входе в закрытое помещение также готовим SCBA, лебедку, страховочную систему и освещение.

На каждом судне должен быть доступен план по спасению из закрытых помещений, который должен быть доступен всем членам экипажа. План должен быть регулярно проверяться и обновляться. Все члены экипажа должны быть ознакомлены с этим планом.

🙅‍♂️ NO RESCUE RULE - наблюдающий не может войти в закрытое помещение ни при каких обстоятельствах, даже для спасения пострадавшего, даже если пострадавший находится в непосредственной близости от входа. Спасательная операция должна проводиться только специально обученным персоналом с использованием соответствующего оборудования.

🙅‍♂️ NO EEBD FOR RESCUE - Emergency Escape Breathing Device не может использоваться для спасения из закрытых помещений. EEBD предназначены только для эвакуации из помещения, но не для спасения других людей.


6. МАРКИРОВКА И ДОСТУП

Все закрытые помещения должны быть обязательно четко отмечены SAFE FOR ENTRY или UNSAFE FOR ENTRY на всех точках доступа (входах). Маркировка должна быть такой, что даже человек имеющий трудности с английским языком сможет понять суть таблички. В оригинале резолюции представлены довольно убогие, но понятные людям примеры таких табличек. Если помещение не безопасно для входа, то оно должно быть закрыто и заперто. Дополнительно, если в помещении имеются или есть подозрения на наличие опасных / токсичных газов, то должна быть вывешена дополнительная табличка (например H2S DANGER).

Я заготовил постеры посимпатичнее, чем в циркуляре IMO. Их можно скачать в PDF или исходном формате, пригодном для редактирования.

Примеры постеров согласно циркуляру IMO

Скачать постеры в формате PDF + исходник в Excel


7. RISK ASSESSMENT

Должен быть выполнен компетентным лицом перед открытием помещения. Это лицо должно быть адекватно подготовлено и осведомлено о рисках, связанных с закрытыми помещениями.

Следующие аспекты должны быть учтены при оценке рисков:

  • специфика опасных грузов, которые могут находиться в помещении (уголь, дерево, металл, химикаты и т.д.)
  • наличие стальных конструкций и компонентов, которые могут плохо влиять на атмосферу (например, ржавчина, коррозия - цепной ящик).

8. ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

  • MSC.581(110) - Revised Recommendations for entering enclosed spaces aboard ships
  • SOLAS XI-1/7 - Atmosphere Testing Instrument for Enclosed Spaces
  • MSC.1/Circ.1477 - Guidelines to facilitate the selection of portable atmosphere testing instruments for enclosed spaces as required by SOLAS regulation XI-1/7

DISCLAIMER

Вся информация предоставлена исключительно для ознакомления. Для полной осведомленности читайте оригинальные тексты руководящих документов. Все ссылки есть ниже.



@choffive