IMO : новые рекомендации для закрытых помещений 2025
1. ЧТО ПРОИСХОДИТ?
В ИМО собрались в 110-й раз и приняли новую резолюцию MSC.581(110), где обозначены новые обязательные лимиты для CO2, рекомендации к детекторам, расширенный подход к аварийным процедурам, усилили требования к тесту атмосферы, новый реестр закрытых помещений.
Изменения уже вступили в силу 3 декабря 2025.
Читаем быстро и понятно на русском, топам рекомендую почитать это же, но в оригинале на английском языке (ссылки ниже), чтобы лучше ориентироваться в новых терминах.
2. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕРКЕ АТМОСФЕРЫ
Ключевое изменение касается проверки CO2 как перед входом, так и в процессе работы в закрытом помещении.
O2 >= 20.9% (раньше было допустимо 19.5%)
CO2 < 0.5% VOL (5000 ppm) (раньше не было требований)
CO or any other toxic < 50% OEL* (CO = 25 ppm for US, как и было)
* OEL - Occupational Exposure Limit всегда свой для разных стран и администраций, возьмем тех, кто впереди планеты всей - United States OSHA PEL для CO = 50 ppm. Таким образом 50% OEL = 25 ppm.
Актуальные таблицы United States OSHA PEL / OEL по всем газам можно посмотреть здесь
Важно, что все эти газы должны быть измерены с помощью калиброванного персонального прибора перед входом и периодически в процессе работы. То есть теперь, наверное, никаких трубок, и детекторы будут присылать с новыми сенсорами CO2.
Если в закрытом помещении есть подозрения на присутствие других токсичных газов (например H2S), то необходимо измерить и их концентрацию (так же прибором).
Стоит отметить, что теперь инспекторы будут чаще интересоваться нашей осведомленностью по газам CO (угарный) и CO2 (углекислый), что за газы, откуда берутся, как влияют на людей, что делать при воздействии?
Независимо от назначения и расположения теперь любое закрытое помещение считается опасным по умолчанию (hazardous by default), пока атмосфера не будет проверена с положительными результатами.
Stop Work Authority — ключевая процедура при проверке, и особенно, при повторной проверке атмосферы.
Изменения не затронули требование SOLAS по количеству детекторов на борту, их требуется по-прежнему минимум 2 штуки.
3. РЕЕСТР ЗАКРЫТЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
Введены новые требования к реестру закрытых помещений на борту. В реестре помещений должны быть перечислены все закрытые помещения на судне, с подробной детализированной информацией по списку ниже для каждого помещения:
- Название, местоположение, назначение.
- Потенциальные специфичные опасности (например, наличие токсичных газов, эффекты от использования ballast water treatment system) и наличие физических опасностей (узкие проходы, высота потолков, температура и т.д.)
- Системы вентиляции, производительность, объем помещения.
- Время, требуемое для достижения безопасной атмосферы с применением установленного вентиляционного оборудования.
- Системы мониторинга атмосферы (если есть), их ограничения и другие особенности.
- Процедуры замера атмосферы, должны быть перечислены все точки для замеров.
- Adjacent Spaces - соседние помещения
- Connected Spaces - соединенные помещения (через люки, двери и т.д.)
- Устройства закрытия / открытия, количество и расположение входов (типы люков, дверей, манхолов), требования к маркировке помещения (safe / unsafe)
- Оборудование, требуемое для спасательной операции в аварийном случае (дыхательные аппараты, освещение, средства связи, подъемные устройства...)
Connected spaces - находится внутри закрытого помещения, но отделено переборкой или дверью, это пространство имеет прямое атмосферное сообщение с основным закрытым помещением. Например цепной ящик, в void space. Любое Connected Space считается по умолчанию опасным, пока атмосфера не будет проверена.
Adjacent spaces - соседнее помещение, которое отделено переборкой, не имеет прямого атмосферного сообщения с ним. Например балластный и грузовой танки. В процедурах должны быть установлены действия в случае нарушения целостности глухой переборки.
Trapped hazardous atmosphere - изолированные карманы внутри закрытого помещения (или connected space), где может накапливаться опасная атмосфера (например, в углублениях, нишах и т.д.)
Реестр должна подготовить компания (уже ждем писем с офиса с перечисленными помещениями, их объемом, всеми соседними и соединенными и так далее по списку выше...)
Реестр не должен пониматься как что-то статичное, он должен регулярно обновляться и пересматриваться. Например, если в реестре указано, что в помещении нет токсичных газов, а потом там обнаружили H2S, то реестр должен быть обновлен с учетом этой информации.
Еще пример: в балластный танк налили gray water и теперь там есть опасные газы, соответственно реестр должен быть обновлен с учетом этого.
4. ПЕРМИТЫ
Обновили обязательные требования к пермитам, смотрим по списку ниже:
- Максимальное время действия пермита 8 часов.
- Четкая идентификация ответственного лица, выдающего пермит.
- Специфика замера атмосферы (какие газы, какие приборы, точки замера, время замера).
- Список необходимого оборудования для работы в помещении.
- Аварийные процедуры и контакты.
- Четкий и явный запрет на вход одного человека без сопровождения.
- Все двери, люки и другие входы в закрытые помещения, где атмосфера не проверена должны быть закрыты или заблокированы, с четкой маркировкой (safe / unsafe).
Competent Person - тот, кто может оценить риски и определить меры контроля для безопасного входа в закрытое помещение. Это лицо должено быть адекватно обучено и осведомлено о рисках, связанных с закрытыми помещениями.
Responsible Person - лицо командного состава с уровнем управления (Master, Chief Engineer, Chief Officer), ответственное за выдачу пермита на вход в закрытое помещение. Несет полную ответственность за безопасность входа и работы в помещении.
Attendant - лицо, которое остается снаружи закрытого помещения (на входе) на протяжении всего времени работы внутри. Обучен инициировать спасательную операцию. Всегда на связи с работниками внутри помещения.
В случае Dry Dock на судне будут работать не только члены экипажа, тогда на трапе (или у входа на судно) должен быть расположен схематичный план всех закрытых помещений с их статусом. Этот план должен быть датирован и подписан уполномоченным лицом.
5. СПАСАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
На судне должны быть разработаны и внедрены подробные процедуры спасения из закрытых помещений при разных сценариях.
- Роли и обязанности членов команды при спасении
- Требуемое оборудование для спасательной операции
- Процедуры связи и координации
- Маршруты эвакуации и места сбора
- Медицинская помощь пострадавшим
На входе в закрытое помещение также готовим SCBA, лебедку, страховочную систему и освещение.
На каждом судне должен быть доступен план по спасению из закрытых помещений, который должен быть доступен всем членам экипажа. План должен быть регулярно проверяться и обновляться. Все члены экипажа должны быть ознакомлены с этим планом.
🙅♂️ NO RESCUE RULE - наблюдающий не может войти в закрытое помещение ни при каких обстоятельствах, даже для спасения пострадавшего, даже если пострадавший находится в непосредственной близости от входа. Спасательная операция должна проводиться только специально обученным персоналом с использованием соответствующего оборудования.
🙅♂️ NO EEBD FOR RESCUE - Emergency Escape Breathing Device не может использоваться для спасения из закрытых помещений. EEBD предназначены только для эвакуации из помещения, но не для спасения других людей.
6. МАРКИРОВКА И ДОСТУП
Все закрытые помещения должны быть обязательно четко отмечены SAFE FOR ENTRY или UNSAFE FOR ENTRY на всех точках доступа (входах). Маркировка должна быть такой, что даже человек имеющий трудности с английским языком сможет понять суть таблички. В оригинале резолюции представлены довольно убогие, но понятные людям примеры таких табличек. Если помещение не безопасно для входа, то оно должно быть закрыто и заперто. Дополнительно, если в помещении имеются или есть подозрения на наличие опасных / токсичных газов, то должна быть вывешена дополнительная табличка (например H2S DANGER).
Я заготовил постеры посимпатичнее, чем в циркуляре IMO. Их можно скачать в PDF или исходном формате, пригодном для редактирования.
Скачать постеры в формате PDF + исходник в Excel
7. RISK ASSESSMENT
Должен быть выполнен компетентным лицом перед открытием помещения. Это лицо должно быть адекватно подготовлено и осведомлено о рисках, связанных с закрытыми помещениями.
Следующие аспекты должны быть учтены при оценке рисков:
- специфика опасных грузов, которые могут находиться в помещении (уголь, дерево, металл, химикаты и т.д.)
- наличие стальных конструкций и компонентов, которые могут плохо влиять на атмосферу (например, ржавчина, коррозия - цепной ящик).
8. ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
- MSC.581(110) - Revised Recommendations for entering enclosed spaces aboard ships
- SOLAS XI-1/7 - Atmosphere Testing Instrument for Enclosed Spaces
- MSC.1/Circ.1477 - Guidelines to facilitate the selection of portable atmosphere testing instruments for enclosed spaces as required by SOLAS regulation XI-1/7
Вся информация предоставлена исключительно для ознакомления. Для полной осведомленности читайте оригинальные тексты руководящих документов. Все ссылки есть ниже.